Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика23 августа 2016 23:23

Малый бизнес по-русски: С теплыми вещами на выход!

Производитель верхней одежды рассказал, с чем приходится сталкиваться российским предпринимателям [инфографика]
Игорь Фролов вынужден переехать из Петербурга в Новгород, чтобы сократить расходы на производство.

Игорь Фролов вынужден переехать из Петербурга в Новгород, чтобы сократить расходы на производство.

Фото: СОЦСЕТИ

Бизнесмен из Санкт-Петербурга Игорь Фролов мечтает создать российский бренд масштабов Google, работать на мировом рынке и избавить страну от нефтезависимости. Но пока приходится бороться с чиновниками, переплачивать за кредиты и думать, как выжить в кризис. «Комсомолка» публикует откровения бизнесмена.

ВЗЯТКА НА ПРЕМИЮ

Если ты решил вести бизнес в России, нужно понимать, что он в стране больше никому не нужен. Никто не заинтересован, чтобы ты работал и процветал. Ни твои работники, ни тем более власти.

Я бизнесом занялся в 2008 году, тоже в кризис. Так что мне к финансовым катаклизмам не привыкать. Я открыл небольшую ремонтную мастерскую и ателье меховых изделий. Вот тогда первый раз встретился с налоговой инспекцией. Они пришли с контрольной закупкой. Нашли липовое нарушение, выписали штраф. Я собрался в налоговую доказывать, что нарушений у меня нет. Коллеги предупреждали: не связывайся, ты прав, конечно, но испортишь отношения с чиновниками, они тебе потом житья не дадут. Я столько сил потратил, чтобы вести бизнес честно, что не мог позволить себя оштрафовать. Прихожу, приношу бумажки, а начальник отделения налоговой мне открытым текстом говорит:

- Нам все равно нужно тебя оштрафовать, чтобы получить премию к Новому году.

- Даже президент сказал, чтобы в стране прекратили кошмарить бизнес, - говорю.

- Меньше президента слушай.

Чиновникам все равно, будет мой бизнес процветать или завтра закроется. Они не улавливают связи между моими налогами и своей зарплатой из бюджета. У них другая задача - домой уйти в 6 вечера, ребенка за границу учиться отправить, план выполнить.

ШИТО РОССИЙСКИМИ НИТКАМИ

Но с шубами будущего не было. Большинству людей нужна простая, удобная, качественная одежда. И я решил шить куртки. Изучал рынок, технологии, современные материалы. Выбрал лучшее, нашел поставщиков. Пошили первую партию. Надо было сертификат на продукцию получить. Обзваниваю фирмы, спрашиваю, куда куртки на экспертизу привозить. «Зачем нам куртки, - отвечают мне. - Привозите деньги, будет сертификат». Можно хоть радиоактивные вещи продавать. Нашел федеральное бюджетное учреждение, занимающееся сертификацией, отвез куртки, заплатил денег за экспертизу. Женщина, которая там работает, говорит:

- Подарите нам эти куртки.

- Прости, - говорю, - с какой стати? Я деньги потратил на производство, если их не продам, не на что новые шить.

- Ладно, - обиделась она. - Придете вы к нам еще за сертификатами, поговорим.

У людей, наделенных властью, в России ощущение, что они все могут, все им должны.

Надо было опробовать наши модели в деле. В интернете я узнал, что собирается экспедиция к Баренцеву морю. Предложил разработать для них специальные куртки. Заказ сделали за месяц. Экспедиция осталась довольна.

Из отечественного в наших куртках только нитки. Правда, хорошие. Мы искали российские материалы. Но качество пока уступает импортным аналогам. А во-вторых, найти их сложно. Мне сейчас в интернете пишут комментарии: мол, мы и лучше производим продукцию. Но, ребята, если производите, почему о вас нет никакой информации? Как таким, как я, вас найти? Производить хорошее мало, надо уметь заявить о себе.

Мы изначально шли не от цены, а от качества. Собрали хорошие материалы. Оставили только все необходимое. Получились куртки по 11 - 13 тыс. рублей. Импортные аналоги стоят от 20 тысяч.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЦЕНА

Мы начали продавать свою продукцию через интернет. Это дешевле. Но нужно было и магазин открыть. Я начал искать помещение.

Встретился с девушкой, которая сдавала магазин. Приезжает вся на понтах и Porsche Cayenne. По возрасту моложе меня. Откуда, думаю, у нее такой доходный бизнес? Разговорились, оказалось, что у нее мама работает в администрации района и заведует городскими помещениями. Она берет у мамы в аренду квадратный метр по 500 рублей и сдает другим за 2,5 тыс. рублей (это было несколько лет назад). Вот и весь бизнес. Но такие бизнесмены не создают рабочих мест, не приносят пользы экономике. Они производят наши издержки и ваши, покупателей, затраты. Мне бы пришлось эти 2 тыс. рублей переплаты за аренду включать в стоимость товара из-за того, что есть эта девушка и ее мама. Магазин я тогда не открыл.

Вы задумывались когда-нибудь, сколько на самом деле стоит вещь, которую вы покупаете? Увидел я в магазине куртки по 20 тыс. рублей. Предлагаю бизнесменам: я вам продаю свой товар по 7 тыс. рублей, а вы сможете продавать куртки дешевле 20 тысяч, имея свои проценты. «Зачем нам это? - спрашивают они меня. - Мы эти куртки в Китае за 30 - 50 баксов покупаем» (тогда доллар был 35 рублей). Понимаете: вы платите 20 тыс. рублей за то, что на самом деле стоит 30 долларов! Я спрашиваю: а как вы определяете цену, по которой можно товар продавать? Выставляешь куртки по 10 тыс. рублей, если люди покупают, поднимаешь до 15 тысяч. Продолжают покупать, задираешь цену еще, пока продажи не затормозят. Дальше можно устраивать распродажи. И даже со скидкой 70% наценка доходит до 150%.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Но и нам сейчас придется цены поднять из-за кризиса примерно на 4 тыс. рублей, все-таки все материалы импортные. И это минимум, потому что мы придумали, как еще сократить расходы. Я просто переезжаю в Великий Новгород. Смотрите, в Санкт-Петербурге пошив одной куртки в среднем обходится (аренда, коммунальные плюс зарплата) в 2 - 2,5 тыс. рублей, а в Великом Новгороде - всего 1 тыс. рублей. Помещение у нас будет больше, значит, и шить мы сможем больше.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Чиновники могут помочь только закрыться

Власти очень много говорят о поддержке малого бизнеса. А где результаты? Помню, пришел я в Петербурге в департамент по поддержке малого бизнеса. Чем, спрашиваю, вы меня поддержать можете: кредит под низкий процент, скидку на аренду, помощь в получении госзаказа? А они мне: мы вам можем предоставить бесплатную юридическую помощь. Так что если закрываться надумаю, юридическая помощь мне обеспечена!

Справедливости ради надо сказать, что среди чиновников попадаются и те, кто помогает бизнесу. Когда я решил переезжать в Новгород, тоже обратился в подобную организацию, чтобы помогли подобрать помещение для производства. И мне помогли найти отличное место.

Мне коллеги из Китая рассказывают: у них государство бизнесменам деньги дает почти без процентов, но ставит условие: через такой-то срок вы должны нарастить производство и выйти на международный рынок. Вы спросите, кому за границей нужны мои куртки. Но они уже нужны. У меня уже заказы из Финляндии.

Но нужна реальная помощь. Я несколько лет назад взял кредит на бизнес в одном из банков с государственным участием под 24%. Перекредитовали они меня уже под 25%. А по телевизору рассказывают, что правительство выделило этому банку еще денег, чтобы он бизнесменам нормальные кредиты выдавал. А они и выдают, только по таким условиям, чтобы малый бизнес к ним близко не подходил.

Сейчас кредит под нормальный процент вообще не получить. Нефть подешевела. Гигантская страна зависит от одного рычага. Представьте, я продавал на $100 тыс. куртки за границу, другой бизнесмен - мебель на $100 тыс., третий - матрешки на эту же сумму, и нас было бы 10 тысяч малых предприятий. Обвалились бы цены на матрешки, ничего, заработаем на мебели и куртках. Для этого просто надо было поддержать нас, малый бизнес.

Сделайте каждого чиновника куратором 10 мелких компаний, и пусть он отвечает за них, помогает им развиваться. И вот от их успехов должна зависеть его зарплата, а не от часов, потраченных на протирание штанов в кабинете. Не надо раздавать деньги всем, поддержите тех, кто уже показал, что может работать. Поставьте условие, что через 3 - 5 лет вы должны нарастить производство продукции до определенного объема, что часть ее должна продаваться за границу. И я готов отчитываться ежемесячно за каждую потраченную копейку.