Тимур Бекмамбетов - самый востребованный сейчас на Западе российский режиссер.
Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ
Кинообозреватель «КП» поговорил с ним об этой работе и его гигантском режиссерском проекте, осуществляемом сейчас в Риме.
«День дурака» - это вольное переосмысление сюжета пьесы Гоголя «Ревизор», перенесенной в настоящее время. Нелегкая заносит молодого московского недотепу в провинциальный российский город, где чиновники принимают его за представителя проверяющих инстанций и начинают единственно известными им способами его обхаживать.
Иммунитет от взятки
- Вот скажите, Тимур, почему у кого-то «День сурка», а у нас всегда «День дурака»?
- Ну я бы не сказал, что сурок - такое уж умное животное. Поэтому, вообще говоря, это, наверное, одно и то же.
- Для популярной комедии «День дурака» - фильм достаточно зубастый. Герой говорит лозунгами, которыми бредит сейчас полстраны. «Власти на местах» коррумпированы донельзя, менты чуть ли не бутылкой из-под шампанского подозреваемых допрашивают… Притом это легкая развлекательная российская комедия.
- Часто бывает, что кино опережает реальность. Сценарий писался года полтора или два назад. Думаю, что у авторов было некое предчувствие того, что будет происходить сегодня. Не знаю, как по-другому это объяснить. Еще, я считаю, в картине угадан герой, а это всегда большое достижение. Наш герой - молодой человек, который пока не заразился коррупцией. Он как бы проходит через процесс обретения иммунитета против нее. А бред он несет не потому, что так думает, а потому что так нужно говорить, для того чтобы его кормили. Поэтому в фильме есть надежда на то, что не все потеряно.
- Это кино для тех, кто не читал «Ревизора»?
- Надеюсь, что и для тех, и для других. Для тех, кто читал, интересна интерпретация этого текста сегодня. А для тех, кто не читал, но сдавал экзамен по литературе, он может стать открытием удивительного, острого, современного комедийного сюжета.
Приятно снова работать с Ургантом и Светлаковым
- Давайте теперь поговорим о ваших режиссерских проектах. Вы снимаете «Бен-Гура». Это ремейк знаменитого фильма Уильяма Уайлера с Чарлтоном Хестоном, награжденного 11 «Оскарами»...
- «Бен-Гур» - это важно, но не забывайте, что под Новый год у нас традиционно выходят новые «Елки»! В этом проекте мне посчастливилось снять одну из новелл с Ургантом и Светлаковым. Было очень приятно в очередной раз с ними работать. Ребята - большие профессионалы. Надеюсь, кино получится смешным и очень трогательным.
И действительно мы в Риме сейчас готовимся к съемкам. Они начнутся в феврале - фильм по известному роману Лью Уоллеса «Бен-Гур», который был экранизирован много раз. Это книжка, которая по количеству напечатанных экземпляров долгое время была в Америке второй после Библии. Так что это большая ответственность.
Но это не ремейк Уайлера. Наш фильм будет более компактен, чем все предыдущие экранизации.
Сценарий написал Джон Ридли, который в этом году получил «Оскара» за картину «12 лет рабства». Он писал его по книге, и я считаю, что его работа лучше - просто потому, что картина Уайлера, если честно, большая и скучная, название ее помнят все, но мало кто видел ее от начала до конца, поскольку она идет четыре часа. К тому же книга была в ней искажена. Это был фильм про месть. В то время как роман как раз рассказывает о прощении.
Герои «Дня дурака» разыгрывают коллизию гоголевского «Ревизора» в современной России. Фото: Кадр из фильма
По стопам «Страстей Христовых»
- Насколько я знаю, у вас будут снова сниматься Морган Фримен и разные другие большие звезды.
- Да, актерская команда собирается хорошая. Она будет сочетанием таких опытных, легендарных актеров, как Морган Фримен, и молодых, очень ярких восходящих звезд - таких, как Джек Хьюстон.
- Он играл в «Подпольной империи» парня с половиной лица.
- Да, замечательный актер. У нас он будет играть Джуда Бен-Гура, принца иудейского. Вопрос кастинга - очень сложный. В интернет то и дело просачиваются всевозможные слухи, не стоит им доверять.
- С какими чувствами вы приступаете к этому проекту?
- Главное чувство, пожалуй, страх. Мы работаем на студии «Чинечитта», где снимались наши любимые фильмы, а в качестве офиса мне дали кабинет Феллини! Иерусалим мы будем снимать в небольшом городке Матера на юге Италии - именно там, где снимали фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». У нас будут скачки на колесницах - настоящие, без компьютерной графики. Замечательные каскадеры сейчас занимаются тем, что репетируют, тренируются, - для них строят подобающие колесницы. В картине будет много батальных сцен, в том числе и морская битва, но в центре - трагическая история одной семьи. По жанру это скорее драма, шекспировская трагедия о мести и прощении. При этом, надеюсь, что по киноязыку это будет абсолютно современное кино.