Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика30 октября 2014 9:06

Что заменит нам нефть?

Пришло время разбудить экономику страны
Нефть отказалась быть кормилицей. Есть прогноз, что до марта 2015 года сырье будет стоить $85 за баррель

Нефть отказалась быть кормилицей. Есть прогноз, что до марта 2015 года сырье будет стоить $85 за баррель

Фото: РИА Новости

Нефть отказалась быть кормилицей. Есть прогноз, что до марта 2015 года сырье будет стоить $85 за баррель. Проект бюджета будущей трехлетки исходит из $100. Что же делать?

Сначала надо выбрать, как относиться к новому испытанию: как к тупику или как к вызову. Из тупика путь назад, ответ на вызов - поиск новой модели. Чем плоха нынешняя? Она рентная, и за бюджетом она не видела экономики. Главные постулаты: финансовая стабильность и резервные фонды. Будут они - остальное сделает частный бизнес.

Модель выработалась. Она лишается своей самой привлекательной части - финансовых резервов, они уже мобилизуются в федеральный бюджет и бюджеты крупнейших компаний. Нужна замена.

Где взять новые возможности для роста? Новые - потому что не справится ни экспорт (из-за тех же цен на нефть), ни потребительский спрос (реальные доходы уже не растут так, как раньше). Рост - там, где инвестиции. Частные капиталы бегут, остаются государственные.

Но, во-первых, инвестиционная часть федерального бюджета сокращается. Во-вторых, в ушах звучат аплодисменты, которые стали ответом на вопрос главы Сбербанка Германа Грефа на октябрьской конференции «Россия зовет!»: где результаты многочисленных и дорогостоящих инвестпрограмм, за которые платит бюджет? В-третьих, инвестиционная часть бюджета, по признанию председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, - одна из самых непрозрачных частей казны со всеми понятными последствиями.

Значит, инвестиционный спрос должны предъявить госкомпании. Они должны в первую очередь сосредоточиться на инфраструктурных проектах. Частными инвесторами развитая инфраструктура ценится ничуть не меньше благоприятного делового климата. Что, конечно, не значит, что его улучшением можно пренебречь. В чем, если обратиться к истории, эффект Транссиба? Он объединил и тем самым изменил всю Россию, ускорил развитие Сибири. Это был величайший дореволюционный проект.

Если продолжить тему, то современные железные дороги - это не только рельсы и локомотивы. Это и логистические хабы, и доступ в порты. Инфраструктурный проект - это развитие территории, ее индустриальной базы, жилищное строительство, развитие здравоохранения и т. д.

Кто оплатит такой проект? Есть европейский опыт выпуска облигаций под закрытый перечень проектов, которые вместе и представляют собой пакет большого и комплексного инфраструктурного проекта. Эти компоненты должны быть предварительно отобраны при открытой процедуре.

Кто их купит? Зависит от проекта и от умения его «продавать». В модернизацию Транссиба и БАМа инвесторы, если поймут, что это даст им доступ к такой инфраструктуре, точно придут. Именно это разбудит нашу экономику.