Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-8°
Boom metrics
Общество21 октября 2014 14:00

«Комсомолка» покорила мрачные подземелья Екатеринбурга

Оказывается, под столицей Урала есть, где разгуляться [фото]

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На объявление о необычной экскурсии я наткнулась в Интернете. Некий Анатолий за 550 рублей обещал провести по подземным рекам Екатеринбурга. В следующее мгновение я уже набирала его номер.

«НИКАКИХ КАБЛУКОВ!»

Анатолий Киселев оказался невысоким молодым человеком с рюкзаком, который в несколько раз больше него самого. В рюкзаке обмундирование на всю группу - непромокаемые защитные костюмы, налобные фонари и каски. На экскурсию в подземелье пришли семь человек, и всех их надо одеть и обуть в непромокаемые вещи.

- Главное - удобная обувь! - еще по телефону объяснил мне гид. - Никаких каблуков!

Смельчаки готовы к спуску

Смельчаки готовы к спуску

Фото: Алексей БУЛАТОВ

И вот я, одетая в защитный костюм (в него влезаешь прямо в кроссовках), переминаюсь с ноги на ногу у раскрытого люка. Рядом со мной стоит скептически настроенная подруга, фотограф «Комсомолки», три школьницы и отец одной из них. Мы мрачно смотрим в черный разъем. Оттуда валят клубы пара…

Анатолий начинает инструктаж:

- Внизу не курим, не кричим, не прыгаем. Идем очень аккуратно, продумываем каждый шаг. Дно часто бывает неровным - там могут быть и камни, и доски, и что-нибудь острое. Если проколоть защитный костюм, дальше идти почти невозможно. Вперед не забегаем, здесь много опасных мест.

"Под ногами песок. Оглядываюсь по сторонам и понимаю: я в самом настоящем коллекторе"

"Под ногами песок. Оглядываюсь по сторонам и понимаю: я в самом настоящем коллекторе"

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Наш экскурсовод спускается в колодец первым - у него это получается легко и непринужденно. А вот мне приходится покряхтеть, чтобы спуститься по ржавой лестнице. Когда я, наконец, «приземляюсь», вместо привычной земли под ногами ощущаю песок. Оглядываюсь по сторонам и понимаю: я в самом настоящем коллекторе. Река, заточенная в бетон, несется по тоннелю так, что иногда сложно устоять.

- У меня очки запотели, - жалуется вскоре одна из школьниц.

- А у меня объектив, - вторит ей фотограф.

Действительно, влажность здесь очень высокая. Позже Анатолий признался: так быть не должно, в наш визит где-то неподалеку прорвало теплотрассу.

В подземелье очень душно, а многие из нас решили утеплиться перед походом и теперь, укутанные в толстовки и шарфы, вытирают со лба пот

В подземелье очень душно, а многие из нас решили утеплиться перед походом и теперь, укутанные в толстовки и шарфы, вытирают со лба пот

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Постепенно мы осваиваемся в подземелье, и страх неизвестности проходит. С потолка спускаются сталактиты - из-за того, что вода постепенно размывает бетон, образуются кальциевые «сосульки».

Тем временем идти становится все сложнее. В подземелье очень душно, а многие из нас решили утеплиться перед походом и теперь, укутанные в толстовки и шарфы, вытирают со лба пот. К тому же в некоторых местах вода поднимается по пояс.

- А скоро выход? - спрашивает подруга. - Как-то жарковато…

- Мы еще даже треть не прошли, - отмахивается Киселев и невозмутимо идет дальше. - Под землей теряется ориентация во времени. Вода затрудняет движения, и маршрут, который пешком вы прошли бы за тридцать минут, вы пройдете за три-четыре часа.

А вы когда-нибудь видели подземный "водопад"?

А вы когда-нибудь видели подземный "водопад"?

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ДРУЖНО ИЩЕМ ЗОЛОТО!

В 1817 году в этих местах нашли россыпное золото и построили рядом с рекой Мельковкой золотопромывальную фабрику. В низовьях образовался большой водоем. Воды Мельковского пруда спустили в городской пруд в 1928 году, а саму речку заточили в трубу и убрали под землю.

- Тут может остаться золото? – с надеждой интересуется моя подруга.

- Вполне. В начале 20-го века на Урале была золотая лихорадка - все массово искали золото. Сейчас найти его, конечно, сложнее, но почему бы нет? – хитро улыбается экскурсовод.

В какой-то момент мы подходим к развилке.

- Направо путь короче, но сложнее, - предупреждает Анатолий. - Там очень неровное дно, и в некоторых местах воды по грудь. Налево дорога длиннее, но полегче.

В какой-то момент мы подходим к развилке. «Направо путь короче, но сложнее», - предупреждает Анатолий

В какой-то момент мы подходим к развилке. «Направо путь короче, но сложнее», - предупреждает Анатолий

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Коллективный разум выбирает путь подлиннее. Впрочем, он тоже оказывается не самым легким. Идти приходится против течения. На стенах то и дело встречаются грибы. С потолка свисают канаты из грязи. Невольно сморщив носы, мы брезгливо обходим подземные люстры из мусора.

- Вот что бывает, если бросать мусор в решетки на асфальте, - нравоучительно говорит Анатолий.

Наконец, мы подходим к люку. Провожатый хлопает в ладоши и говорит:

- Ну вот и выход!

Подуставшая группа уже готова начать обниматься от радости. Но гид весело добавляет:

- Вылезем, подышим свежим воздухом и обратно.

Мы недоуменно переглядываемся, однако едва оказываемся на поверхности, сразу все понимаем – при всем желании идти на поверхности некуда. Мы оказались между двумя бетонными плитами где-то на Уралмаше. Отсюда путь один – обратно в подземелье.

Остаток пути мы проходим молча. Не то, чтобы нам не о чем было говорить, просто разговаривать становится все сложнее и сложнее. Когда в глазах уже начинает темнеть, вдалеке показывается заветный люк. При желании можно было пройти еще дальше, но у нас этого желания не было.

- Вы прошли один из самых сложных маршрутов, - гордо сообщает Анатолий.

И, наконец, долгожданный выход!

И, наконец, долгожданный выход!

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Мы окончательно выбираемся на свободу и с наслажденьем дышим полной грудью. На улице минусовая температура, но мы судорожно стаскиваем защитные костюмы и расстегиваем куртки.

Школьницы делятся впечатлениями:

- Ну а что, раз в жизни можно!

- Ага, но больше ни-ни.

И, правда, такую прогулку расслабляющей точно не назовешь. Зато мы узнали совершенно другой Екатеринбург – таинственный и неизведанный. Кто знает, может, именно в этих катакомбах живет крокодил, которого вся уральская полиция пыталась безуспешно найти в августе 2013 года. Но это уже совсем другая история…

Смотрите фотогалерею: «Экскурсия по подземным рекам Екатеринбурга»