Премия Рунета-2020
Москва
+5°
Boom metrics
Происшествия23 августа 2016 23:34

Причины крушения во Внуково: туман, пьяный водитель, неисправный локатор и нехватка диспетчеров

Из-за погоды диспетчеры не увидели заблудившегося снегоуборщика, а техника не помогла [инфографика, видео]
По одной из версии в аварии виноват водитель снегоуборочной машины (на фото)

По одной из версии в аварии виноват водитель снегоуборочной машины (на фото)

Фото: СОЦСЕТИ

Во Внуково - ЧП мирового масштаба. Самолет, в котором находился глава французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери, на скорости 200 километров в час столкнулся со снегоуборочным автомобилем. Он странным образом оказался на полосе в тот самый момент, когда бизнес-джет разгонялся для взлета. Кроме де Маржери, погибли стюардесса и первый и второй пилоты.

Фото: Анна ЛАТУХОВА

ВЕРСИИ

Уже несколько часов спустя - а катастрофа произошла в понедельник, 20 октября, в 23.57 по московскому времени - Следственный Комитет России рассматривал четыре основные версии случившегося.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

1. Неисправность самолета. Сразу же были исследованы обломки, взяты пробы горючего. Но, как рассказали журналистам в пресс-службе аэропорта Внуково, перед вылетом из терминала Внуково-3 (это терминал исключительно бизнес-авиации) самолет прошел предполетный досмотр. В достаточной ли степени он был проведен, разбираются эксперты.

Единственный в России случай, когда самолет столкнулся со снегоуборщиком, был в Омске в 1984 году.

Единственный в России случай, когда самолет столкнулся со снегоуборщиком, был в Омске в 1984 году.

2. Неблагоприятные погодные условия. Во Внуково говорят, что из-за дождя и тумана видимость была 350 метров. Метеорологи заявили, что погодные условия были нормальными. Да и задержек рейсов во Внуково в тот момент не было. Десятки бортов взлетали и садились по расписанию.

3. Плохая работа наземных диспетчерских служб. Это может быть связано с тем, что во Внуково не хватает сотрудников (см. рубрику «ВОПРОС-РЕБРОМ»).

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

4. Вина водителя снегоуборочной машины. Владимира Мартыненко сразу после ЧП отвезли на наркологическую экспертизу. Казалось бы, ничего странного. Обычная процедура даже при банальном ДТП. Но, по данным Следственного комитета, 60-летний Мартыненко был пьян! С ним плотно работают следователи, он задержан на 48 часов. Впрочем, адвокат водителя Александр Карабанов заявил журналистам, его подзащитный вообще не пьет и в тот день вышел на работу абсолютно трезвым.

КСТАТИ

Как устроено «Внуково»?

По сути Внуково-1, -2 и -3 - это один большой аэропорт. Здесь находится один на всех Центр организации воздушного движения, или, говоря проще, диспетчерская. Разумеется, есть вся необходимая техника и оборудование. Во «Внуково» две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы, они способны круглосуточно принимать самолеты практически любых типов.

Три пассажирских терминала или, как их еще называют, аэровокзальные комплексы, расположены по разные стороны аэродрома.

Терминал-1

Это самый большой аэровокзал, предназначенный для обслуживания обычных пассажиров. Из «Внуково-1» выполняют регулярные и чартерные рейсы российские авиакомпании «Газпром-авиа», «Россия», «Трансаэро», «Ютэйр», «Якутия», «Ямал», иностранные - Lufthansa, Germanwings, Turkish airlines и другие.

Терминал-2

Если проехать чуть дальше первого терминала по Киевскому шоссе, то за серыми воротами можно увидеть аэровокзал «Внуково-2». Отсюда в свои рабочие поездки по стране и за рубеж отправляются президент и глава правительства, министр иностранных дел. Сюда же прилетают руководители и делегации иностранных государств.

Терминал 3

Съезд с Киевского шоссе в районе поселка Толстопальцево ведет к «Внуково-3». Здесь обслуживаются самолеты бизнес-авиации: глав российских и иностранных коммерческих компаний, корпораций. Отсюда обычно отправляются в поездки Патриарх и мэр Москвы. По соседству с «Внуково-3» также базируется авиакомпания «Космос», которая доставляет на Байконур и в Плесецк космонавтов, техников и инженеров.

ВОПРОС РЕБРОМ

Как на полосе оказался снегоуборщик?

Руководитель профсоюза диспетчеров России рассказал корреспонденту "КП" о возможных причинах трагедии.

Как ситуация с пьяным водителем стала возможна в крупнейшем международном аэропорту «Внуково», который последние годы носит статус правительственного аэропорта? Почему диспетчеры допустили такую вопиющую оплошность: снегоуборщик находится на полосе во время взлета? Как вообще разводят самолеты в одном из крупнейших российских хабов?

- Во всех аэропортах установлены системы локации наземной техники, - объяснил «КП» руководитель профсоюза диспетчеров России Сергей Ковалев. – На экране должно быть видно все объекты, находящиеся на взлетном поле. Кроме того, во Внуково перемещением спецтехники руководит специальная наземная диспетчерская служба, которая беспрекословно подчиняется службе организации воздушного движения – авиадиспетчерам. К взлетной полосе самолет подводит диспетчер руления. Он убеждается, что на рулежной дорожке нет помех, и останавливает борт в 25 метрах от взлетной полосы. Его принимает диспетчер старта – он выводит самолет на взлетную полосу и убеждается, что полоса чиста. В этом его страхует вспомогательный диспетчер – он находится в конце полосы и контролирует, что помех нет. Так что во время взлета никакой техники на полосе быть не должно. (читайте далее)

А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ СЛУЧАЙ

В Омске Ту-154 столкнулся со спецтехникой

Похожая трагедия, но с гораздо большими жертвами произошла в Омске в ночь с 10 на 11 октября 1984 года, когда разбился ТУ-154. Была низкая облачность, дождь, плохая видимость. Спецтехника выехала на полосу, чтобы просушить ее. Самолет вынырнул из облаков на высоте 100 метров. Но в это время диспетчер - 23-летний парень – отец двух детей заснул на рабочем месте и не дал команду на освобождение ВПП, спецмашины остались на полосе. Начальник наземной службы также не дал им команды уйти с поля.

Едва шасси коснулись полосы, экипаж увидел препятствие на полосе, пилоты попробовали отвернуть вправо, при скорости 265 км/час... Самолет задел технику левым крылом и его развернуло против часовой стрелки. Лайнер стал вращаться разваливаясь на части, - кабина с частью фюзеляжа отделилась и перевернулась. Вылившийся из крыльев керосин вспыхнул в один миг, охватив пламенем все части самолета, тут же взорвались две цистерны на машинах по семь тонн каждая.

Летчики смогли выбраться, открыв форточку в лобовом остеклении, а у пассажиров шансов на спасение не было. В этой авиакатастрофе погибло 178 человек включая четверых сотрудников наземных служб аэродрома. Через месяц Омский областной суд вынес приговор: руководитель полетов и диспетчер старта были осуждены на 15 лет, диспетчер посадки - на 13, начальник погибших сотрудников аэродромной службы - 12 лет.

ПОДРОБНОСТИ

О ЧП во «Внуково»: «В Шереметьево вся техника на аэродроме видна на экране. Во Внуково такой системы нет»

Специалисты на авиафоруме гадают, почему диспетчер дал команду на взлет, если на полосе все еще находилась снегоуборочная техника

Крушение в столичном аэропорту Внуково оставляет немало вопросов. Основные: почему французский частный самолет Falcon начал разбег для взлета, если на полосе все еще находилась снегоуборочная техника? (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

Во «Внуково» погиб друг России и противник США

Де Маржери призывал отказаться от доллара и снять санкции с нашей страны

В ночь на вторник В подмосковном аэропорту «Внуково» при взлете разбился небольшой частный самолет, направлявшийся в Париж. По словам сотрудников воздушной гавани, пилоты не заметили снегоуборочную машину, «что привело к резкому снижению скорости и падению». Погибли все, кто был на борту - два пилота, стюардесса и единственный пассажир, глава крупнейшей французской нефтяной компании Total Кристофа де Маржери. (читайте далее)

ВЕРСИЯ

Бизнес-самолет Falcon разбился из-за пьяного водителя снегоуборочной техники?

Авиакатастрофа во Внуково обрастает новыми подробностями

Ранним утром 21 октября следователи СК рассматривали четыре основные версии катастрофы воздушного судна: неисправность самолета, неблагоприятные погодные условия, плохая работа наземных диспетчерских служб и вина водителя снегоуборочной машины. (читайте далее)

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Адвокат Владимира Мартыненко Александр Карабанов: Он боялся потерять эту работу, поэтому относился к ней очень ответственно!

Адвокат обвиняемого в катастрофе во Внуково водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко Александр Карабанов в эфире радио "Комсомольская правда" рассказал, как сейчас идет расследование; был ли водитель снегоуборочной машины пьян; почему результаты обследования на алкоголь будут готовы лишь через 2 дня; кто отдал водителю приказ убирать в этом месте полосу; почему работала снегоубороная техника, хотя снега не было; правда ли, что у Мартыненко было больное сердце и откуда у простого пенсионера деньги на адвоката. А сын Владимира Мартыненко Роман рассказал, что отец всю жизнь работал на транспорте, простым водителем и почему боится, что уголовное дело перейдет в поитическое (слушать запись эфира радио)

ОФИЦИАЛЬНО

Следственный комитет: Тела погибших во Внуково пострадали не сильно, экспертизы ДНК для опознания не требуется

Французские следственные органы проинформированы о случившемся через консульство

Представители Следственного комитета поделились последними новостями по ходу расследования крушения четыреместного самолета во Внуково. Напомним, в ночь на вторник после столкновения со снегоуборочной машиной разбился бизнес-джет Falcon-300. В числе четырех погибших - исполнительный директор крупнейшей французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери. (читайте далее)