Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика14 октября 2014 22:00

Поправка на эффективность или вагон проблем?

Рынок железнодорожных перевозок продолжает обсуждать скандальное постановление, которое может привести к росту цен на товары по всей стране
Тимофей РОТОВ

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Одним из самых ярких событий инвестиционного форума «Россия зовет», что прошел в начале октября в столице, стало выступление главы Сбербанка Германа Грефа. Он точно и вполне доступно рассказал о необходимости повышения качества управления в госсекторе и частном бизнесе.

- Качество государственного и корпоративного управления - это фундамент экономики, - подчеркнул Греф. - Чтобы преодолеть кризисные явления в стране, нам нужно радикально его повысить.

Не секрет, что в последнее время «либеральная общественность» полюбила обвинять руководство страны в лоббировании интересов людей, якобы входящих в их команды, и выдачи им всяческих преференций - в том числе в ущерб рыночным механизмам. Но зачастую условия постоянного «зеленого света» некоторым крупным бизнесменам создают. Дают преференции из верноподданнических чувств, желая угодить высокому начальству. И в то же время «друзья самого, ну вы понимаете кого» на проверку оказываются вовсе не друзьями...

Это несколько напоминает предвыборные гонки в регионах России начала 2000-х годов. Тогда чуть ли не каждый кандидат в губернаторы (мэры, депутаты) считал своим долгом сообщить, что его поддерживает президент. В общем-то оно и понятно: тогда рейтинг Владимира Путина, как и сейчас, достигал запредельных, максимальных значений. Никого не интересовала близость кандидата к местным политикам, важно было показать, что ты - от Москвы. Получалась клоунада. В одном регионе могли вдруг появиться одновременно три кандидата - «выдвиженцы Кремля».

В итоге серьезные политические события зачастую напоминали местечковый съезд детей лейтенанта Шмидта. Иногда даже с торжественным изгнанием самозванца - какого-нибудь лжеребенка лейтенанта, господина Паниковского.

На что же рассчитывают люди, сообщая о своей близости к Кремлю? Как правило, надеются на авось: ну кто будет проверять да выяснять? Но иногда расплата самозванцев все-таки настигает. Пожалуй, самый известный пример - история с бывшим вице-президентом Олимпийского комитета России и «Курортов Северного Кавказа» Ахмедом Билаловым. Считалось, что они с братом - из когорты приближенных и друзей.

Однако президент Путин публично отчитал Билалова за срыв олимпийских строек. У братьев начались большие неприятности. Им пришлось покинуть Россию, продать доли в бизнесе. Но российское следствие дотянулось до Билаловых и за границей - возбуждены уголовные дела за растраты на олимпийских стройках.

Есть и другие примеры. После того как Счетная палата выявила нарушения при строительстве объектов саммита АТЭС, был арестован бывший замруководителя Минрегиона Роман Панов. Он все еще под стражей, обвиняется в причастности к хищению более 93 миллионов бюджетных рублей. А ведь тоже считался человеком вполне себе правительственным.

В любом случае некоторые известные фигуры, по мнению общества, остаются на плаву и процветают именно благодаря преференциям. И часть публики относится к этому с презрением, а часть - особенно что касается бизнеса и чиновничьих структур - стараются им угодить.

Взять ситуацию, сложившуюся в стране с железнодорожными вагонами. Вышло постановление правительства: запретить использовать старые составы, а каждый тип вагонов для продления срока службы сертифицировать отдельно. Что на деле оказалось очень долго и трудоемко. При этом так называемые «устаревшие» вагоны на самом деле в два раза моложе своих иностранных собратьев, которые возят товары по всей Европе. («Комсомолка» подробно описывала ситуацию - см. «Слишком дорогая поправка: 300 тысяч вагонов - в утиль?»)

Наиболее заинтересованным во внезапном введении спорного требования на рынке считают Александра Несиса, главу Тихвинского вагоностроительного завода. ТВСЗ - новое современное производство, запущенное на пике спроса в 2012 году. А вот почти сразу после открытия предприятия конъюнктура рынка стала меняться и спрос на новые вагоны падать. Ну что ж, бывает, если инвестиции не оправдываются, владельцы переориентируют бизнес, пытаясь приспособиться под новые требования рынка. Или просят власти изменить рынок, запретить использовать старое, чтобы покупали новое, обеспечивая завод работой. Правда, при этом перевозчики вынуждены тратить больше денег, повышать тарифы, в результате может расти стоимость всего, что перевозится по железной дороге. Дополнительный рост цен, и без того ощутимый, стране, конечно, не нужен. Но «есть мнение», что Несис как раз из близкого круга, он ведь родом из Питера... Мол, не стоит пытаться противостоять.

Не получится ли, что участники рынка перестараются с поклонами? К тому же не факт, что «друг» действительно окажется другом. В нынешних реалиях становится понятно: если человек не оправдывает доверия, его с легкостью меняют на другого. Как правильно отметил на форуме тот же Герман Греф, неэффективность управления - это наша самая главная беда на сегодняшний момент.

- В эту гигантскую мельницу неэффективности сколько угодно ни заправляй зерна, муки мы не получим, - сказал глава Сбербанка. - Вопрос: что нам нужно сделать? Да ответ очень прост: нужно радикально повысить качество управления.

Куда важнее сейчас показывать свою состоятельность не «близостью к руководству», а эффективностью бизнеса, талантом поднимать экономику России, а не обременять ее в этот нелегкий для страны момент.