Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия: ЧП30 июля 2014 22:00

Самолет как разменная карта

Использовать авиакатастрофу в качестве повода для информационной войны против врагов - отработанный сценарий для США
Наши истребители посадили «Боинг»-нарушитель на замерзшее озеро.

Наши истребители посадили «Боинг»-нарушитель на замерзшее озеро.

Продолжают кипеть страсти вокруг сбитого в украинском небе малайзийского «Боинга». Определить причины его гибели, виновных может лишь официальное расследование под эгидой ИKAO (Международная организация гражданской авиации). Но уже в первые дни, да что там дни - часы, когда еще «черные ящики» не нашли, Вашингтон назначил виновников трагедии. Ополченцы юго-востока и Россия...

Заморозки в начале оттепели

Правда, когда сами янки сбили в 1988-м иранский лайнер над Персидским заливом, приняв его за истребитель, истерики в прессе не было. Ошибка, мол. А 290 человек погибли! Не было особого резонанса и в 2001-м, когда украинская ракета сбила над Черным морем лайнер авиакомпании «Сибирь».

Зато в последние две недели западные политики, воспользовавшись словами Обамы, лепят из России образ «Империи зла 2.0». И поневоле задаешься вопросом: а может, гибель пассажиров «Боинга-777» не трагическая случайность, а сознательная провокация?! Очень уж ко времени она пришлась.

В этой связи вспоминается одна воздушная провокация, на долгие годы заморозившая едва зарождавшуюся в суровых международных отношениях разрядку.

С 1956 года американцы начали дразнить СССР полетами самолета-шпиона У-2. На недосягаемой для советской ПВО высоте 20 км он фотографировал секретные объекты. На протесты СССР янки не реагировали.

Но в сентябре 1959-го во время визита в США Хрущев нашел общий язык с президентом Эйзенхауэром, наметилось очевидное улучшение отношений. Боясь напугать нового друга, Эйзенхауэр запретил полеты У-2. Но ЦРУ удалось уговорить его санкционировать еще два вылета.

9 апреля У-2 сфотографировал Семипалатинский ядерный полигон и успешно вернулся на базу.

1 мая самолет вновь вылетел - уже из Пакистана. За штурвалом - опытный пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс. Маршрут - Аральское море, Свердловск, Киров, Плесецк, посадка на аэродроме Буде (Норвегия). Задание - съемка военных объектов, фиксация работы советской ПВО. Шпиона засекли. Появление У-2 в праздник мира и труда Хрущев расценил как провокацию и приказал любой ценой сбить врага. Его и сбили. Новейшей ракетой.

Пауэрс - узник Владимирского централа.

Пауэрс - узник Владимирского централа.

Фото: РИА Новости

Важней всего - погода

Потеряв связь с Пауэрсом, ЦРУ особо не беспокоилось. Пилот не мог попасть живым в руки русских. При катапультировании его кресло было запрограммировано на взрыв. На крайний случай летчик имел яд. А для самолета-разведчика у них была приготовлена красивая легенда.

Но Москва молчала. День, второй, третий...

4 мая в газетах США от имени НАСА (Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) была опубликована легенда ЦРУ. Мол, У-2, изучавший метеоусловия верхних слоев атмосферы, пропал без вести, выполняя задание в воздушном пространстве Турции.

Только 5 мая Хрущев объявил о сбитом самолете-шпионе, без подробностей. Представитель госдепа США тут же выдал легенду про изучение погоды. Мол, самолет случайно пересек советско-турецкую границу.

Москва вновь выдержала паузу. И лишь 7 мая грянула буря. Хрущев на сессии Верховного Совета объявил, что найдены обломки самолета-разведчика, шпионская аппаратура, катушки пленки с отснятыми секретными объектами. А главное - пилот Френсис Пауэрс дал признательные показания.

За шаг до отставки

Пауэрс не хотел умирать. Зная о «смертельном катапультировании», приземлился на парашюте. Яд проигнорировал.

Москва на всю катушку использовала его показания, найденные вещдоки. Разразился международный скандал. Сконфуженный Эйзенхауэр даже хотел уйти в отставку...

Как пишет лауреат Пулитцеровской премии Тим Вейнер в документальной книге «ЦРУ. Правдивая история», шпионский самолет США отложил идею разрядки почти на 10 лет. Краткая оттепель в холодной войне сменилась льдом и стужей.

Пауэрса судили. Дали 10 лет. Но через 1,5 года обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. А в 1977 году Пауэрс разбился на вертолете возле Лос-Анджелеса при странных обстоятельствах.

Пока шел суд над Пауэрсом, советник Эйзенхауэра по безопасности Гордон Грей предложил шефу план: захватить советский самолет или корабль независимо от места его истинного нахождения, объявить «нарушителем границ» и развернуть мощную антисоветскую кампанию. К чести президента-генерала, он от плана отказался.

КСТАТИ

Ледовое побоище «Боинга»

Одна из самых загадочных авиапровокаций холодной войны случилась 20 апреля 1978 года. Южнокорейский «Боинг-707» летел из Парижа в Сеул. На борту 97 пассажиров, 12 членов экипажа. Командир - Ким Чангю, бывший полковник, сражавшийся с нашими «МиГами» в небе Вьетнама. По этому маршруту он летал 10 лет.

«Боинг» внезапно поменял курс и направился на Североморск - базу советских подлодок. Рядом - база стратегических бомбардировщиков, масса других военных объектов. В тот день в районе Кольского полуострова шли крупномасштабные военные учения Советской армии. Над морем просто вились самолеты-разведчики НАТО RC-135, сделанные как раз на базе «Боинга-707».

На запросы советской стороны нарушитель границы не отвечал, пытался уйти в Финляндию. Поднятые в воздух истребители отстрелили нарушителю часть крыла и вынудили сесть брюхом на замерзшее озеро Копиярви. Погибли два пассажира. Один - от осколка, другой - от инфаркта.

По одной из версий, «Боинг» взламывал нашу систему ПВО. Недаром над местом учений прошли 6 американских спутников. По другой, цель провокации - срыв переговоров США и СССР по контролю за стратегическими вооружениями.

Корейских пилота и штурмана не судили, просто выслали из страны.

О другой провокации рассказывает автор книги «Битва за небеса» Максим Калашников:

«Карельская история почти один к одному повторилась 1 сентября 1983 года, когда южнее Сахалина советская ракета прекратила полет опять же южнокорейского «Боинга-747». И опять: вторжение пассажирского самолета в особо охраняемые, напичканные военными объектами пространства СССР. Умелые маневры экипажа-нарушителя (вплоть до полетов на фоне гор ради укрытия от радиолокации), полное молчание пилотов в эфире, неподчинение командам русских перехватчиков. С одной только разницей: на сей раз все находившиеся на борту 269 человек погибли».

Этой трагедией ловко воспользовались США. Тем более что Андропов сделал стратегическую ошибку, не признавшись в уничтожении «Боинга» сразу. Сначала в сообщении ТАСС утверждалось, что самолет «исчез с экранов радиолокаторов», потом - что мы делали предупредительные выстрелы, но что было далее, опять-таки не ведаем. И только 6 сентября наконец было заявлено, что мы уничтожили его ракетами.

Америка с радостью подняла шум: глядите, русские лгут, и только наши данные заставили признать преступление! СССР - империя зла! Впечатленная Западная Европа разрешила

США развернуть на своей территории ядерные ракеты средней дальности и «крылатки».

ХРОНИКА СБИТЫХ ПАССАЖИРСКИХ ЛАЙНЕРОВ

2.02.1973 г. Ливийский «Боинг-727» (рейс Триполи - Каир). Сбился с курса из-за песчаной бури и нарушил границу Израиля. ВВС Израиля сбили лайнер, посчитав, что его угнали боевики для совершения теракта. Погибли 108 человек из 113. ООН и США не стали осуждать Израиль.

27.06.1980 г. Итальянский лайнер «Дуглас DC-9» (Болонья - Палермо). Сбит ракетой. То ли французской, то ли натовской, до сих пор неизвестно. Якобы его спутали с самолетом важного ливийского политика. Погиб 81 человек.

3.07.1988 г. Иранский пассажирский A300 (Тегеран - Дубай) американцы приняли за истребитель, сбили ракетой. Погибли 290 человек. Джордж Буш-старший по этому поводу заявил: «Я никогда не буду извиняться за Соединенные Штаты Америки!» Только спустя 12 лет США выплатили Ирану компенсацию $61,8 млн.

4.10.2001 г. Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (Тель-Авив - Новосибирск). Сбит над Черным морем ракетой украинской ПВО в ходе учений. Погибли 78 человек. Президент Кучма отказался признавать трагическую ошибку. Позже правительство Украины, не афишируя, выплатило семьям погибших по $200 тысяч.

КОММЕНТАРИЙ ПОЛИТОЛОГА

- Гибель малайзийского «Боинга» хорошо вписывается в череду провокаций США, - говорит Андрей ФУРСОВ, директор Института системно-стратегического анализа. - Это их стиль. Видимо, по замыслу организаторов, гибель лайнера должна была резко перевернуть ситуацию в мире. Программа-минимум - несколько недель мордовать Россию в СМИ и приостановить военные действия, чтобы Киев получил передышку, перегруппировал войска. Программа-максимум - постараться доказать, что ополченцы специально сбили самолет, приравняв их тем самым к террористам «Аль-Каиды». Тогда на юго-восток Украины можно будет ввести миротворцев, которые «решат проблему».

После гибели малайзийского «Боинга» Министерство обороны России обнародовало весьма убедительные доказательства того, что выстрел совершили вооруженные силы Украины. Внятных ответных аргументов не прозвучало.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Данные «черных ящиков» подтвердили: малайзийский Боинг-777 был сбит ракетой

Бортовые самописцы зафиксировали декомпрессию на борту в результате мощного взрыва

Данные "черных ящиков" разбившегося на Украине малайзийского лайнера не противоречат информации о том, что самолет потерпел крушение в результате попадания ракеты.

Информацию из пока еще не обнародованной расшифровки бортовых самописцев о том, что Боинг-777 был поврежден многочисленными осколками взорвавшейся ракеты, сообщил источник, близкий к расследованию. (читайте далее)