Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+9°
Boom metrics
Общество19 сентября 2012 22:00

Как будет выглядеть двухэтажное метро в Екатеринбурге

За основу строительства второй ветки подземки возьмут опыт Барселоны. Будет ли такой транспорт безопасным?
Источник:kp.ru

Недавно в Екатеринбурге прошло совещание по вопросу подготовки к строительству второй ветки метрополитена. Непосредственно рабочее проектирование специалисты планируют начать в декабре этого года, что даст возможность приступить к строительным работам уже в 2014 году. За основу будет взят опыт метро Барселоны, где, в отличие от классической схемы (два независимых однопутных тоннеля пятиметрового диаметра), метростроевцы практикуют вариант, при котором под землей прорубается единый тоннель, а при этом укладка путей для движения поездов в разных направлениях осуществляется друг над другом. Именно такую схему организации движения специалисты считают наиболее актуальной для Екатеринбурга. По сравнению с классическим вариантом, данный способ требует меньшего объема раскопок и инженерных коммуникаций. Это позволяет сократить количество и площадь уличных перекрытий, что особенно актуально на территории плотной городской застройки, где и будет проложена первая очередь второй ветки екатеринбургского метрополитена, которая должна связать западную и восточную части города.

Метро будущего: 1 и 2 - поезда, один из которых поедет в восточную часть Екатеринбурга, второй - в западную; 3 и 4 - платформы; 5 - переход между уровнями; 6 - эскалаторы.

Метро будущего: 1 и 2 - поезда, один из которых поедет в восточную часть Екатеринбурга, второй - в западную; 3 и 4 - платформы; 5 - переход между уровнями; 6 - эскалаторы.

«ОБЪЕКТ ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ…»

Теперь все зависит от финансирования проекта, а оно - от того, достанутся ли Екатеринбургу чемпионат мира по футболу и всемирная выставка ЭКСПО-2020. Если город проведения последней станет известно только через год, то о месте ЧМ-2018 мы узнаем уже на следующей неделе.

Хотя, как рассказал «Комсомолке» председатель комитета по строительству администрации Екатеринбурга Антон Шафаростов, даже если Екатеринбург останется без крупных мероприятий, второй ветке метро все равно быть - вопрос только в сроках.

- Первую ветку город строил за свои деньги долго и мучительно - 32 года, - говорит он. - Вторую ветку реально построить за шесть лет - это максимум. Если появятся деньги, можно строить быстрее. Объект очень дорогой, нельзя просто так залезть в него, не понимая дальнейших действий. Сейчас вторая ветка метро оценивается приблизительно в 32 миллиарда рублей (в расчетах на нынешний год). В эту цену входят четыре станции, перегоны между ними, тоннели, работа горнопроходческого комбайна и весь огромный строительный объем работ.

В заявке Екатеринбурга как города проведения игр чемпионата мира по футболу было обещание построить как минимум четыре новых станции. Сегодня известны их названия и расположение: «Уральских коммунаров» (перекресток Московская-Ленина), «Татищевская» (Татищева-Токарей) и «Металлургическая» (Викулова-Крауля), а также пересадочная станция «Площадь 1905 года».

Если же сбудутся самые благоприятные прогнозы и городу достанется также и ЭКСПО-2020, ветка будет длиннее еще на две станции: «Верх-Исетскую» и «Западную».

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕ БУДЕТ ПРОБОК

На данный момент в качестве рабочего используется вариант метро с двухэтажными тоннелями - так построена подземка в Барселоне: в двенадцатиметровом двухпутном тоннеле поезда движутся друг над другом. Фактически в таком случае в тоннеле строится «мост» - бетонная конструкция, которая должна будет выдерживать движение составов, идущих на верхнем ярусе.

Сообщение о том, что вторая ветка будет строиться по «барселонской» модели, прозвучало в прошлом месяце и вызвало живой отклик у горожан. В целом, екатеринбуржцы настороженно отнеслись к грядущим нововведениям. Сомнению подверглась безопасность двухэтажных тоннелей. Кроме того, возник вполне резонный вопрос: зачем пытаться вводить не опробованные до сих пор технологии строительства, если уже есть хорошо зарекомендовавшая себя советская модель метро - два однопутных тоннеля и платформы между ними?

- Если посмотреть статистику, по миру сейчас строятся двухэтажные станции, - объясняет Антон Шафаростов. - Преимущества видны уже на этапе строительства: при классической модели приходится выкапывать два тоннеля, в таком случае возникают огромные котлованы, значительные перекрытия улиц. Учитывая, что станции будут строиться в районе крупных транспортных узлов, при традиционном способе город встанет в пробках через пару дней. Барселонская модель позволяет прокопать один тоннель, который впоследствии станет двухэтажным, и на него, как на некий шампур, насаживать станции. В таком случае будет гораздо меньше неудобств и транспортная схема не будет ломаться.

ОБОЙДУТСЯ БЕЗ ПЫШНЫХ ДЕКОРАЦИЙ

Что касается безопасности, то, как заверил нас глава стройкомитета, в случае ЧП покинуть вагон можно будет также как и в обычных тоннелях. Более того, барселонская модель обеспечивает большую гибкость и разнообразие - например, возможно будет перейти на другой этаж по специальным лестницам в тоннелях.

- Может ли обрушиться в случае теракта (не дай бог, конечно) верхний этаж на нижний, что приведет к удвоенному количеству жертв? – переадресуем вам вопрос наших читателей.

- Это слишком абстрактный вопрос, - пожимает плечами Антон Шафаростов. - Если взорвать взрывпакет, тоннель не обрушится, если бомбу - то в любой модели разрушения будут большими... Здесь уже вопрос вероятности: насколько возможно появление бомбы такой мощности в тоннеле.

Еще одно нововведение - повышенная автоматизация. Сейчас определяется ее оптимальный и допустимый уровень - насколько метростроители готовы довериться программе.

- Автоматизация позволяет поездам ходить быстрее, - говорит чиновник. - Автоматика рассчитывает движение поездов так, что тот же объем пассажиров перевозится при меньшем количестве вагонов.

Еще один общемировой тренд, которому последуют при строительстве новой ветки метро, - отказ от пышного декора станций. Дизайн второй ветки будет упрощенным: подземных дворцов можно не ждать. Хотя отделка составляет 5 - 7 процентов от стоимости объекта, власти постараются выбрать варианты поскромнее и не тратить лишние деньги на помпезное оформление.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Двухпутные тоннели безопасны»

- При качественном выполнении подобных работ никаких сложностей быть не должно, - считает Галина Десятых, заведующая кафедрой «Мосты и транспортные тоннели» Уральского университета путей сообщения (УрГУПС). - Двухпутные тоннели так же безопасны, как и однопутные, таких конструкций очень много, и они нормально эксплуатируются. Кроме того, одной проходкой горнопроходческого комплекса сразу можно получить необходимое для строительства пространство. Двухэтажное метро станет шагом вперед в развитии городского транспорта.

«Исключается человеческий фактор»

- Автоведение поездов применяется во многих странах, часто поезда ездят вообще без машинистов, либо человек присутствует в кабине только как наблюдатель для спокойствия пассажиров, - говорит Николай Фролов, заведующий кафедрой «Электрическая тяга» УрГУПС. - Причем автоматику ставят не только в составы метро, в нашей области уже ходят поезда с автоведением, в которых локомотивная бригада выполняет функции наблюдателя. Если сравнивать автоматику и человека, система выигрышнее - она делает все безошибочно, и исключается человеческий фактор. Передвижение поезда отслеживается приборами по контрольным точкам, и на основе полученных данных организуется управление скоростью и тягой локомотива. Если возникает внештатная ситуация, поезд сам останавливается. В целом автоведение поездов опробовано и хорошо зарекомендовало себя.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Общая протяженность второй линии екатеринбургской подземки, связывающей западную и восточную части уральской столицы, составит около 11 километров. Первая очередь предполагает сооружение четырех станций на западном отрезке линии длиной 4,7 километра: «Металлургической», «Татищевской», «Уральских Коммунаров» и «Площади 1905 года». Сейчас вторая ветка метро оценивается в 32 миллиарда рублей. По оценкам чиновников, строительство займет шесть лет.