Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+5°
Boom metrics
Общество2 июня 2011 10:49

Уральский наркозаповедник. Часть 2

Наш корреспондент съездил в Нижний Тагил, чтобы узнать, кто же остановит там героиновую мафию [видео + фото]
Источник:kp.ru

Окончание. Начало смотрите здесь.

Защитить честь мундира

Сами гашиники все обвинения в том, что они крышуют наркобарыг, считают откровенным бредом.

- Я слышал об этих заявлениях представителей Фонда. И мы будем обращаться в суд, чтобы защитить честь мундира. Выиграем иск или нет, сказать сложно. Но скажу, что обвинения в отношении наших сотрудников беспочвенны. Это просто навет, - прокомментировал выпад «фондовцев» начальник ГИБДД Нижнего Тагила Анатолий Чернов.

Он рассказал свою версию нелицеприятной истории, по которой выходит, что тагильские гаишники прямым текстом сказали оперативникам «Города без наркотиков» уматывать из Тагила.

Анатолий Чернов убежден, что между «фондовцами» и сотрудниками ГИБДД просто произошло недоразумение. А дело было так. Один дорожный инспектор остановил машину Фонда, потому что стекла в ней были тонированы. Подошел и сделал замечание. А в ответ услышал от водителя чуть ли не отповедь: «Мы из Фонда «Город без наркотиков!» Со Свердловска. У нас там договоренность на тонировку есть!»

- Ну вот мой сотрудник в запале и ответил им: «Тогда и езжайте в свой Свердловск!» А из этой фразы раздули неизвестно что, - рассказал Анатолий Чернов.

Однако, несмотря на взвешенный комментарий начальника ГИБДД Нижнего Тагила, вице-председатель Фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин уверен, что правы именно его бойцы, а вовсе не дорожные инспекторы.

- Стоит только взглянуть на дорогущие иномарки тагильских гаишников. «Лексус» явно на зарплату не купишь! Впрочем, у нас есть все доказательства, что ряд сотрудников ГИБДД Нижнего Тагила «крышует» наркоторговцев. Информацию мы уже направили в управление собственной безопасности и ФСБ. Ждем результата проверок. А что до того, что нам угрожают иском - да путь подают в суд. Там-то мы и предъявим все факты, - заявляет Евгений Маленкин.

В УВД Нижнего Тагила, куда я обратился за разъяснениями, замначальника Наталья Савина, хоть и была загружена работой, заверила меня, что по всем заявлениям Фонда обязательно проводятся проверки.

- По сотруднику ГИБДД, который на гражданской машине ездил, охраняя наркоторговцев, информация не подтвердилась. А вот по дознавателю Тагилстроевского района, который замешан в связях с наркоторговцами, факты оказались правдой.

Пока тагилстроевский полицейский, который дружил с барыгами, еще не уволен. Но это дело времени.

Наркополицеские сдружились с Фондом

- Ситуация с наркоманией в Нижнем Тагиле непростая. С Фондом «Город без наркотиков» мы сотрудничаем. Они нам помогают. От волонтеров Фонда ГБН мы получили информацию о двадцати адресах, где торгуют героином. По мере необходимости мы ею пользуемся. На сегодня отработали два адреса, - осторожно рассказывает начальник УФСКН Нижнего Тагила Александр Бабин.

По официальной информации, в Нижнем Тагиле в марте на учете стояли 1438 наркоманов. На самом деле специалисты утверждают, что эту цифру легко можно умножать на шесть, а то и на десять.

- А что мешает, если есть информация о том, что в конкретном доме вовсю торгуют наркотиками, причем оптом, взять эту точку неожиданным штурмом и всех задержать? - задаю наивный вопрос я.

Оперативники взяли дом наркоторговцев штурмом...

Оперативники взяли дом наркоторговцев штурмом...

Александр Бабин как-то грустно улыбается и отвечает, что не все так просто, есть закон об оперативно-розыскной деятельности, которым они обязаны руководствоваться. За разъяснениями главный наркополицейский Тагила посоветовал мне обратиться в прокуратуру Ленинского района, которую хвалят и сотрудник УФСКН, и «фондовцы» за оперативность и адекватность.

Накрыть оптовых торговцев героином почти нереально

В Нижнем Тагиле нет центральной городской прокуратуры, как в Екатеринбурге, а только районные. И все они независимы друг от друга. А чтобы следователь, поймавший наркоторговца, довел его до тюрьмы, как раз и нужна помощь людей из надзорных органов, которые и передают дело в суд, а также ходатайствуют о том, подержать дилера в СИЗО до приговора или оставить под подпиской о невыезде. Так вот, лучшей прокуратурой, по мнению ГБН, в Тагиле является Ленинская. Туда-то я и отправился.

Прокурор Сергей Гармаш оказался в отпуске, и меня принял его заместитель Алексей Терзиогло.

- Ничего удивительного, что «Город без наркотиков» и УФСКН сотрудничают именно с нами, - раскрыл карты зампрокурора. - Все просто. Добровольцы Фонда любят работать с оперативниками ОРЦ № 5, который как раз и был создан для борьбы с наркотиками, и УФСКН. А оба эти силовые подразделения находятся на территории Ленинского района. То есть под нашим надзором.

А еще Алексей Терзиогло пояснил, с чем, на его взгляд, связана нелюбовь Дзержинской и Тагилстроевской прокуратур к Фонду «Город без наркотиков». По его мнению, все дело в излишней активности ГБН, которая может повредить делу. Как правило, волонтеры Фонда не только собирают информацию о наркоторговцах, но и выступают понятыми во время операций.

- А понятой по статье 60 УПК должен быть лицом, не заинтересованным в исходе дела. И, как я помню, несколько лет назад были прецеденты, когда уголовное дело разваливалось, потому что адвокаты заявляли, что доказательства, которые добыли в ходе обыска - незаконны. Потому что понятые были ангажированы. Думаю, что поэтому с добровольцами Фонда стараются работать с осторожностью. Есть, возможно, какие-то обиды. Но мы, добавлю, рады сотрудничеству с ними.

и уложили всех его обитателей на пол.

и уложили всех его обитателей на пол.

И тут я задал свой главный вопрос:

- А что мешает накрыть точку, с которой, как известно, оптом торгуют наркотиками?

- По федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» обыск можно проводить только по решению суда. А на это уходит время, - ответил Алексей Терзиогло.

Но есть в законе об оперативной деятельности одна лазейка. Оказывается, следователь, которые ведет дело о наркоторговцах, может назначить обыск без ордера на вечернее время, после 20.00, когда суды уже не работают. Но на следующий день он обязан писать ходатайство в суд и обосновывать свои действия. К сожалению, не все силовики хотят брать на себя такую ответственность.

На днях у фондовцев сорвалась крупная операция. Как раз хотели накрыть дом цыган, где героин продают оптом. Но пока делали все по закону, секретная информация об операции ушла к наркоторговцам. И ловить оказалось некого. Вот как об этом пишет лидер Фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман в своем блоге:

«Очень тяжело работать по Тагилу.

С одной стороны, - просто. Нарколыги - непуганые - стаями бродят по улицам. И первый же задержанный сразу же выводит на своего барыгу, а барыга, как правило, уже выводит на цыган. А вот здесь уже все непросто.

Для начала менты впадают в ступор. Потом говорят, что надо подумать. Потом вспоминают, что нужно пообедать. Потом, когда уже некуда деться, оформляют документы. И оформляют часов по 8 - 10. И в результате перекладывают на завтра. И когда на завтра удается войти в дом к цыганам, в доме только дети, все убрано. Понятно, что уже ждали. А окна и двери открыты, чтобы не вынесли при штурме. И видно, что информация не просто уходит, а цыгане были именно предупреждены об обыске и знали даже точное время, потому, что даже еда еще теплая.

По нашей информации, цыгане платят сотрудникам милиции за такой звонок до 150 000 рублей.

Мы уже несколько раз налетали. Зато теперь точно знаем, кто звонит.

Передали информацию в УСБ и ФСБ. Дадим паузу в 2 недели, может, сработают.

Если нет - просто озвучим имя и фамилию предателя.

Нашим глазам свидетелей не надо».

Так что война с наркотиками в Нижнем Тагиле продолжается. И конца ей не видно.

- Били, бьем и будет бить! - заверяет меня Евгений Маленкин. - Ситуация постепенно, по мизеру, но выправляется. Главное - расшевелить это болото. Показать, что бороться с барыгами можно и просто необходимо.