Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-3°
Boom metrics
Общество20 августа 2009 12:47

Как после каникул подготовить ребенка к школе

В преддверии учебного года на вопросы уральцев отвечают детский психиатр Надежда Должикова и юрист управления образования Ольга Ефремова [видео]
Источник:kp.ru

Родители должны уважать ребенка

- Здравствуйте, меня зовут Ирина. Надежда Валентиновна, ребенок идет во второй класс. Хочу записать ее в какой-нибудь кружок или секцию. До этого мы ходили в школу развития. Дочке нравилось. Сейчас она говорит, что не хочет заниматься где-то еще, потому что стесняется, стоит ли ее заставлять?

- Заставлять дочку не стоит. Любое принуждение - это насилие. Лучше с ней договориться - объяснить, что в детстве вы тоже стеснялись, что страх нужно обязательно преодолеть.

- В том, что она захочет?

- Конечно. Еще важно предлагать ребенку, а он будет выбирать. Потому что у человека нет потребности в том, чего он не знает. Вы почувствуете, какое занятие ему нравится. При этом в любом деле важно настроить школьника на то, что оно будет требовать времени и усилий. Увлечение ребенка может не совпасть с вашими ожиданиями.

Одна мама рассказывала: «Я ему купила аккордеон, он таких больших денег стоит, за обучение в музыкальной школе плачу, а он не хочет заниматься». Тогда я спрашиваю: «А почему вы решили покупать аккордеон?». «У меня в детстве была мечта - научиться играть на аккордеоне». Ребенок - не заложник наших желаний, он не должен реализовывать то, что не получилось у родителей. Он - другой человек, у него свои интересы, свои склонности. И родители должны это уважать.

- Здравствуйте, меня зовут Семен. У меня вопрос к Надежде Валентиновне. Дочка 1 сентября пойдет в школу. Она - лидер. Я боюсь, как бы у меня не вышло конфликта… Подскажите, как мне себя вести?

- В первую очередь вам стоит очень ненавязчиво и деликатно объяснить ребенку, что каждый из 20-25 человек в классе может захотеть сказать что-то в один момент с ней. Она должна научиться слушать и говорить, когда ее спросят. Ей надо рассказать, что ее выкрикивания могут вызвать негативное отношение. Спросите ее: «Когда тебя перебивают, не слушают, что ты чувствуешь: раздражение, злость? Вот такое же чувство возникает у других». Выдержку у детей формировать очень трудно.

Лидерские качества - это замечательно. Но надо научить ребенка договариваться. Во-первых, она должна это предлагать. Во-вторых, она должна выслушивать предложения других, принимать их мнение. Важно воспитать выдержку и терпение.

- Как избежать конфликта в воспитании родителей и учителей? Дочка, например, будет громко смеяться, учитель скажет «нельзя, это неприлично». А я не вижу ничего неприличного в смехе… Как тут быть?

- У ребенка должно быть свое мнение, он должен уметь его высказывать - с одной стороны. С другой - родители должны объяснить то, что не смогла объяснить учительница.

Не надо заставлять учиться

- Добрый день, меня зовут Анна. Моей сестре 11 лет. Сейчас мы активно подготавливаемся к школе. Но настроения у ребенка нет. Ей хочется отдыхать. Как ввести ее в учебный режим?

- Как вы готовитесь, повторяете все?

- Ходим по магазинам. Но она говорит, что хочет отдыхать. Она не отдохнула.

- Поговорите с девочкой откровенно. Пусть она расскажет вам о своих опасениях, может ее что-то тревожит, может у нее есть какие-то страхи, может ее пугают старые конфликты. Вы должны помочь ей разобраться. Надо ободрить ее, сказать, что у вас тоже такое было. И объяснить, что в школу ей все равно придется пойти. Лучше, если она пойдет туда с желанием.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина. Племянница пойдет в третий класс. Мы хотим ее подготовить к школе, но не можем заставить прибежать пораньше с улицы. Что нам делать?

- Заставлять ребенка не стоит. Если хотите переключить ее на интеллектуальную деятельность, купите энциклопедию (про то, что интересно), задавайте познавательные вопросы. Если сейчас заставлять ребенка готовиться к школе, то первое сентября он точно будет считать самым несчастным днем в жизни.

Двойка - неудача ребенка, а не родителей

- Здравствуйте, меня зовут Елена. У моей знакомой сын - двоечник. Она постоянно его ругает. Мне кажется, она не права…

- От того, как мы реагируем на неудачи наших детей, зависит очень многое. Если у ребенка трудности, это не значит, что он плохой. В этой ситуация родители должны поддержать ребенка и найти возможность помочь. Родители ошибаются, когда с порога спрашивают «Что получил?». Ребенку поступает сигнал, что родителю все равно в каком он настроении, голоден ли он, болел ли. Со временем происходит следующее: ребенок начинает скрывать оценки. Получается, что взрослые наказывают школьника за свое разочарование. Это неправильная позиция. Это неудача ребенка, а не родителей. У малыша складывается стереотип «двойка - я плохой, а учеба - это не весь я».

Приведу пример из жизни. Идет учитель, перед ним дети. Девочка веселится. Учительница говорит ей: «Иванова, ты чего пляшешь? Достанется тебе дома за двойку». Девочка ей отвечает: «А меня за двойки не наказывают. Мама говорит, что двойка итак большое наказание для ребенка. Меня за четверки наказывают, говорят, что я получаю их из-за лени». Ребенок оказался мудрее. Все зависит от отношений в семье, как его воспитывают.

- Меня зовут Евгений, у меня вопрос к Надежде Валентиновне. Дочка знакомой перешла в третий класс. Второй закончила с трудом. Знакомая связывает это с тем, что она воспитывает ребенка одна. Ей приходится целыми днями работать. Дочка после школы приходит к ней на работу. Она заканчивает работать поздно. В общем, как она сама говорит, уделяет ребенку мало внимания. Посоветуйте, как простимулировать ребенка учиться лучше?

- Проблему следует изучить: что явилось причиной плохой успеваемости или плохой успешности ребенка: может быть, неотрегулированный режим дня, может, невозможность отдыхать, может быть, нервное перенапряжение, может быть, плохой контакт с учителем, может быть, здоровье. Маме следует обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы выяснить эту причину. Пожелание маме - найти средство для организации жизни ребенка после школы не в здании ее работы. Школьница должна иметь возможность отдыхать, заниматься своими делами. Нужно организовать ее жизнь так, чтобы она училась справляться со всем сама. Нужно развивать самостоятельность.

Непоседа и шалун еще не двоечник

- Добрый день, меня зовут Наталья. Дочка пойдет в первый класс. Подскажите, как мне лучше подготовить ее к школе. Как себя правильно вести?

- Самое важное для вас сейчас понять, что школа - это другой образ жизни, другой режим дня, другое общество. Это время, когда у ребенка могут возникнуть трудности в принятии других норм поведения, определенных требований. Вы должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку адаптироваться в этой ситуации.

Ребенку нужно объяснить, что школа - это очень большая организация, в которой есть свои правила. Они могут нам нравиться, могут не нравиться, но мы должны принимать их.

Родители должны помогать школьнику. Сначала нужно помочь смириться с тем, что на уроках они не играют, а слушают учителя. Есть такая тенденция, когда первое время в портфель первоклашка обязательно кладет игрушку. Это нормально. Родители должны это понимать. Нельзя к этому относиться, как к провинности, как к отрицательному факту. Игрушка - это тот объект, который поможет ребенку привыкнуть к школе. Задача родителей и учителей - найти пространство, в котором ребенок на перемене может этим играть. Очень часто можно услышать замечание со стороны учителя «бегает на переменах». Первоклассникам высидеть 35 минут на уроке очень трудно. Поэтому они должны бегать и прыгать на переменах.

- У меня дочка непоседа, я переживаю, как она будет на уроках сидеть. Учиться она не хочет.

- Практика показывает, что сегодня очень мало детей идет в школу для того, чтобы получать знания. Одни идут для того, чтобы общаться с ребятами и играть, другие для того, чтобы получать пятерки. Когда детям задают вопрос: «Ты хочешь в школу?». Они говорят: «Хочу». «А что ты будешь там делать»? «Играть, там перемены есть». «А еще что ты хочешь делать»? «Портфель носить». «А что ты в портфеле будешь носить»? «Игрушки». Дети отвечают так не потому, что они интеллектуально не созрели. Часто такие дети уже читают и считают. Это потому что социальной зрелости у детей нет.

Говоря о готовности к школе, мы учитываем несколько показателей. Показатель физиологической зрелости - когда позвоночный столб может спокойно находиться в состоянии покоя в вертикальном сидячем положении в течение 40 минут. Чаще всего косые мышцы спины у детей не развиты и тонус слабый, поэтому они не могут долго сидеть. Учитель должен постоянно менять виды деятельности для того, чтобы ребенок до конца урока не устал. Когда костно-мышечная система устает, нервная система переутомляется, сознательный контроль снимается, и у ребенка происходит нецеленаправленное автоматическое рассеивание внимания. Учителя часто жалуются, что школьник вертится на уроках. Это нормальная реакция ребенка.

Родители не должны платить!

- Добрый день, меня зовут Надежда. Вопрос к Ольге Васильевне. Нам через год только в школу. Сейчас мы занимаемся в школе развития. Хотела спросить, могут ли у моего ребенка проверять знания перед школой? Дает ли школа развития какие-то гарантии?

- Перед школой ребенка проверять не могут, могут провести собеседование, но только после зачисления. Все курсы, все школы развития - это платная услуга. Существует мнение, что после школы развития ребенок обязательно попадет в желаемое образовательное учреждение. К сожалению, это не так. В первую очередь, в каждое образовательное учреждение попадают дети, которые живут поблизости. Учитывается пешеходная доступность - в целях безопасности ребенка.

- Здравствуйте, меня зовут Юлия. Мы хотим поменять школу, Ольга Васильевна, какие нужно собрать документы.

- Вам нужно написать заявление в школе, где учится ваш ребенок, и принести справку-подтверждение из другой. На основании этих документов вам должны выдать личное дело и медицинскую карту. В конце учебного года стоит обратить внимание на аттестацию. Если менять школу решили в середине года, нужно взять ведомость с оценками, потому что успеваемость за четверть не выставляется в личное дело.

В последнее время часто получается так, что родителям отказываются отдавать документы. Мотивируют тем, что есть финансовые долги перед школой. Случается такое и в детских садах. Руководитель учреждения не имеет права задерживать документы.

- Добрый день, меня зовут Михаил. Скажите, пожалуйста, могут ли в школе вводить платные факультативы?

- Все, что платно и выходит за рамки государственного образовательного стандарта, - только по выбору родителей. Факультативы у нас есть, но они бесплатные. Обязательных платных факультативов быть не может.

Родители должны уметь защищать права своего ребенка и выстраивать диалог с руководством образовательного учреждения. Все руководители - это достаточно грамотные, знающие люди, которые имеют больший стаж педагогической работы. Вы должны прийти и сказать: «Да, я знаю свои права, я не хочу, чтобы мой ребенок посещал этот факультатив, я не буду за это платить».